Дата первой публикации |
1868 год.
«Было́е и ду́мы» — автобиографическая
хроника Александра Ивановича Герцена, по форме близкая к
роману. Представляет беспримерную в русской литературе панораму
отечественной и европейской жизни середины XIX века. Произведение
признано вершиной литературного творчества Герцена и одним из
ключевых произведений русской литературы XIX века.
Написана в 1852—1868 годах, посвящена Н. П. Огарёву
Написанию книги предшествовала тяжёлая полоса в жизни Герцена:
рушились не только его революционные воззрения, но и семья.
Успех первых глав (про юношескую клятву на Воробьёвых горах,
университетские годы и т. д.) был необычайный.
Отдельные главы писались с разрывом в несколько лет и
публиковались в «Полярной звезде», главным образом в 1852—1855
года, хотя дописывать и пересматривать свою главную
книгу Герцен продолжал практически до конца жизни (до 1868
года).
Уже посмертно увидела свет самая, пожалуй, откровенная и
знаменитая глава «Кружение сердца» об отношениях Герцена и его жены
с парой Гервегов.
Для большинства читателей эта автобиография остаётся главной
книгой Герцена. Её привлекательность главным образом в её свободе и
очевидной искренности. Не то, чтобы в ней вовсе не было позы, — Герцен слишком француз и слишком
романтик, чтобы обойтись без позы. Герцен — один из последних
великих русских писателей, выросших на французском языке, и ничуть
не боится честного и неприкрытого галлицизма. Это язык человека, который одинаково
свободно говорит на многих языках. Но это именно его, герценовский
язык, и он обладает совершенно стихийной жизненной силой. В нём
очарование свободы и непосредственности, это текучая и богатая речь
страстного, блестящего собеседника.
Герцен — великий портретист-импрессионист, и его
впечатления (фр. impressions) об отце и других
родных, о московских идеалистах и вождях европейской революции
незабываемо-живые. Легкость его прикосновения, скользящего, без
всякого нажима, сообщает этим портретам на диво убедительную
подвижность. Не менее замечательны те пассажи книги, где он
подводит под свой рассказ широкую историческую базу; в первых
частях, повествующих о его жизни до ссылки, содержится самый
широкий, самый правдивый и самый проницательный обзор русской
социальной и культурной истории первой половины девятнадцатого
столетия. Это великая историческая классика.
Я. Эльсберг в своих статьях «Роман о русском
революционере и мыслителе» пишет: «Былое и думы» представляет собой
сложное сочетание различных жанровых форм, мемуара и исторического
романа-хроники, дневника и писем, художественного очерка и
публицистической статьи, сюжетно-новеллистической прозы и
биографии. Смешение жанров внутри мемуарного обрамления было
связано с особенностями всей стилевой структуры «Былого и дум»;
«Былое и думы» можно назвать романом о русском революционере. Но
это роман и о человеке со всеми его личными особенностями,
исканиями и заблуждениями, победами и поражениями, со всеми
противоречиями его внутреннего мира, это повествование и об его
личной жизни, любви, увлечениях и страстях»
|