Творчество
Виланда представляет яркий пример самокритики просветителя на
позднем этапе развития Просвещения. Французская революция,
способствовавшая в конечном счете торжеству гуманистических
идеалов, выдвинутых эпохой Просвещения, означала, как известно, и
крушение этих идеалов, обнаружила их иллюзорность. По мере
приближения к революции культура Просвещения не только крепнет и
углубляется, но одновременно у ее носителей растет ощущение
исчерпанности просветительских идеалов, чувство своей
принадлежности к умирающей культуре, под которой подразумевается
вся традиция античного и ренессансного гуманизма. Самосознание
хранителя обреченной культурной традиции, гордость за ее величие в
сочетании с горькой самоиронией по поводу ее бессилия перед лицом
реальности и грядущего варварства - характернейшая черта
мировоззрения Виланда и ключ к пониманию его позднего творчества. В
лице Виланда Просвещение уже не выдвигает нового положительного
содержания, не строит концепцию, а только скептически играет
противоречиями этой концепции. Творчество Виланда 70-х годов - это
упадок Просвещения, но в рамках упадка, в процессе игры с традицией
впервые возникают художественные формы и приемы, которые романтизм
наполнит новым идейным и методологическим содержании.