Изданный во
Франции в 1802
году , «
Гений
христианства» представляет собой апологетический труд , написанный между 1795 и 1799 годами Франсуа -Рене де Шатобрианом , находившимся в изгнании в
Англии . В этом произведении Шатобриан задается
целью защитить мудрость и красоту христианской религии , брошенной философией Просвещения , а затем и
революционными потрясениями .
Это произведение является первым большим
литературным успехом Шатобриана и оказало значительное влияние на
историю литературных и религиозных идей во Франции в 19 веке.
Возвращение к вере своего
детства во время написания Le Génie du Christianisme
, написанного после смерти
его матери и сестры ( «Я стал христианином. Признаюсь, я не
поддался великому сверхъестественному свету; мое убеждение исходило
из моего сердца : Я плакал и верил»
).
В контексте, когда
Французская революция
и философы Просвещения
вызвали затмение религии, Шатобриан
стремится «доказать, что из всех когда-либо
существовавших религий христианская религия является самой
поэтичной, самой гуманной, самой благоприятной». к свободе,
искусству и литературе; что современный мир обязан ему всем, от
земледелия до абстрактных наук; от приютов для несчастных до храмов,
построенных Микеланджело и украшенных
Рафаэлем» .
С этой целью он особенно интересуется
художественным вкладом христианской религии, сравнивая его с
вкладом древних и языческих цивилизаций . Главная мысль книги действительно
состоит в том, что «только христианство объясняет прогресс
в письмах и искусствах» .
Шатобриан критикует
писателей XVIII века
(философов-просветителей) за непонимание
Бога, за исключением Руссо ,
у которого была бы «тень религии
» . Таким образом, для Шатобриана
трагический автор Вольтера уступает Расину.потому что Вольтер не христианин: «Если
бы Вольтер был вдохновлен религией, как автор «Аталии», если бы он
изучал, как он, отцов и античность, если бы он не хотел охватить
все жанры и все предметы, его поэзия была бы стал бы более нервным,
и его проза приобрела бы порядочность и серьезность, которых ему
слишком часто не хватает.Этот великий человек имел несчастье
провести свою жизнь среди кружка людей, всегда готовых ему
рукоплескать, не мог отклонения».
В свои первые издания «
Гений христианства»
вошли рассказы
Атала
и Рене .
Работа появилась в Париже
в 1802 году, за четыре дня до Конкордата . Шатобриан мог похвастаться тем, что
под влиянием этой книги он «вновь открыл
церкви» , но
это происходило уже несколько лет .
Гений христианства оказал значительное влияние
на историю литературных и религиозных идей
Франции 19 века
.
Что касается литературы, то вслед
за Жермен де Сталь
он порывает с классическими
условностями, обращаясь к мифологии ,
и продолжает спор между древними и
современниками ,
прославляя новые источники вдохновения
, такие как готическое искусство или
великие средневековые эпосы. Размышляя о красоте руин (которые делают
вопрос о смерти навязчивым), он объявляет о романтическом вкусе к
ним.
Он также раскрывает великие иностранные
эпосы Данте , Тассо и Джона Мильтона
.
Работа написана в классическом стиле, но
демонстрирует предромантическую
чувствительность , которая оказала бы
влияние на французский романтизм
.
Прежде всего, эта работа сформировала
французское религиозное движение 19 -го века
. Он вдохновил многих авторов, в том
числе Дом Геранже
и Фелисите Робер де
Ламенне .
|