Антикварное иллюстрированное
издание
на немецком
языке
( конец
XIX
века)
Karl von
Rotteck`s
Allgemeine
Geschichte
vom
Unfang
der
historischen
Renntniß
bis
auf
unsere
Zeiten.
Für
dentende
Geschictsfreunde
bearbeitet
Neunter
Band
Mit Stahlstichen und dem Portrait
Braunschweig,
1867
Stereothpie,
Druck
und
Verlag
von
George
Westermann
Карл фон Роттек
Всеобщая история
от
древнейших времен до наших дней
Написана
для любителей истории.
Девятый том
C
3
гравюрами на
стали
( в т.ч. с портретом
Наполеона на фронтисписе
)
Брауншвейг , 1867 год
Типография и издательство Жоржа фон
Вестермана
Формат :
18,2
х 12,5
х
3,5
см
Обьем:
522
страницы
Сохранность: очень
хорошая. Книга без утрат, полная сохранность всех страниц текста, в
том числе титульного и последнего
листа.Также сохранились 3
полноформатные гравюры на стали , в
том числе интересная гравюра с
изображением Наполеона Бонапарта на
палубе военного парусника.
Издательский роскошный полукожаный
твердый переплет благородного темно-
коричневого цвета.Крышкы в
классическом стиле эпохи: «
под мрамор».Издательский кожанный роскошный
корешок с тиснением позолотой имени
Роттека и названия его
главнейшего исторического труда
.Корешок украшен узорчастыми
виньетками.Художественное оформление паутинкой
обреза страниц по контуру- со всех трех сторон.
Незначительная
естественная потертость краев
корешка , малозаметные трещины по
линии изгиба корешка , легкая
потертость уголков обложки.Книга совершенно не
требует
реставрации.
Книга без
библиотечных штампов
государственных библиотек
и без частных
экслибрисов!
Сегодня
представляем
отечественным любителям истории
оригинальное антикварное
посмертное издание 1867
г. главнейшего
исторического труда
авторитетного немецкого
историка и политика
Карла фон Роттека
( 18
июля 1775,
Фрайбург — 26
ноября 1840, Фрайбург) . Раритет
увидел свет 147 лет тому назад-
в 1867 году - в Брауншвейге — в
тогдашней столице герцогства Брауншвейг . В наши дни
Брауншвейг - крупный город в Северной Германии на юго-востоке федеральной
земли Нижняя Саксония.
Книга
представляет собой 9-й
том фундаментального 9-томного
труда Карла фон
Роттека « ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ», посвященного
важнейшим событиям периода 1789 –
1815 гг. Много места уделено
деятельности легендарного полководца
и французского императора Наполеона
Бонапарта.
Данное
историческое сочинение Карла фон
Роттека являет собой наглядный пример проникновения
философии раннего либерализма, вобравший в себя важнейшие идеи
Просвещения, в область трактовки всемирной истории . Для историков
несомненный интерес представляет отношение Роттека к роли
исторического факта. Считая исторический факт основным предметом
исторического исследования, либеральный баденский историк и политик
допускал возможность исключения из исторического повествования тех
фактов, которые не способствуют приближению к разумной цели -
воспитывать любовь к добродетели и ненависть к пороку, воодушевлять
на большие дела.
Главный
исторический труд Роттека - 9- томная «
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ» охватывает все периоды истории –
Древний мир, Средние века и Новое время, - рассматриваемые через
призму его морально-прагматического подхода, но наибольший интерес
представляют для нас разделы, посвященные России.
Отечественному читателю будет
интересно познакомиться с оценками Роттека места
и роли России в европейской и мировой истории, с
взглядом на российскую историю извне. Главной персоной русской
истории Роттек считал Петра I, которому отдавал предпочтение
в сравнении с Екатериной II несмотря на ее немецкое происхождение.
Период правления Александра I оценивался им как наиболее
плодотворный в истории России, хотя, по его мнению, «азиатский дух
империи сломлен не был» .
Карл фон
Роттек был яркой и неординарной личностью с
глубокими историко-правовыми и философскими идеями ,
но его многотомный
исторический труд , не
утративший своей научной ценности,
давно стал библиографической
редкостью и поэтому почти
незнаком отечественным читателям
.Сегодня у Вас есть возможность
пополнить свою библиотеку 9-тым
томом
«
ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ» Карла фон Роттека,
посвященном в основном эпохе Наполеона
Бонапарта.
Биография
Карла фон Роттека
и
его наследие
Мать Карла, Шарлотта
д’Ожерон, француженка старинного лотарингского рода, происходила из
семьи адвоката, обладала многочисленными талантами и была хорошо
образована. В духовном развитии сына мать принимала живое участие.
Она дала ему начальное образование: Карл хорошо знал французский
язык и литературу. Роттек признавался, что многим обязан
матери.
Отец Карла был профессором
медицины и директором медицинского факультета Фрайбургского университета, а дядя
основал во Фрайбурге анатомический факультет. Семья не принадлежала
к дворянскому сословию. Юноше было 16 лет, когда отца не стало, и
сын не продолжил его дела.
Индивидуально-психологические
особенности Карла фон Роттека в значительной мере повлияли на его
деятельность и теоретические знания: французское происхождение и
интерес к французской культуре отчасти сказались на ориентации
либерализма Роттека на французскую
модель; развитое теоретическое мышление — на преимущественно
идеологическом характере его деятельности.
В 1790 г. Роттек
поступил во Фрайбургский университет, где изучал
сначала философские и филологические, а с 1792 г. —
юридические науки. У Карла было твёрдое намерение продолжить
традицию семьи по линии матери — стать адвокатом. На пути
профессионального становления Карлу пришлось преодолеть немало
трудностей: он не обладал крепким здоровьем, был хрупкого
телосложения, обладал холерическим темпераментом, нередко бывал
вспыльчив. Из-за постоянных проблем со здоровьем он нашёл спасение
в занятиях сельским хозяйством.
В 1798 г. Роттек стал
профессором кафедры всеобщей истории и был признан как мастер
яркого и образного исторического рассказа, сумев победить свой
недуг (заикание). Преподавание поглощало его целиком, с
беспрерывным усердием занимался он историческим и философским
самообразованием: читал труды Фукидида,Плутарха, Геродота,
Ливия, Локка, Смита,Филдинга, Монтескьё, Вольтера, Руссо,
Макиавелли, Лессинга, Гердера.
С 1812
по 1829 гг. публикуются все тома первого издания его
знаменитой «Всеобщей истории». Данное
фундаментальное историческое сочинение
Роттека по всемирной истрии было
очень популярно в Германии и несколько раз
переиздавалось, в том числе и после смерти
ученого.
С
1818 г. Карл
фон Роттек занял кафедру права во Фрайбургском университете.В
юриспруденции Роттека интересовали
не столько реальные
правовые отношения, сколько идеальная естественно-правовая
концепция. В 1819 г. опубликовано его сочинение «Идеи о
государственных чинах», в котором он создал идеальную картину
народного представительства.В 1829—1836 гг. Роттек издал
4-томный учебник по теории государства и права; это произведение
выдержано в традициях рационализма XVIII века .
Роттек являлся известным политическим деятелем германского
либерального движения периода Реставрации. Спустя год после
утверждения великим герцогом
Карлом конституции Бадена (28 августа 1818 г.)
Роттек был избран своими университетскими коллегами в верхнюю
палату баденского ландтага, с 1831 и до самой смерти был
членом нижней палаты. Роттек считал себя народным представителем и
примыкал к оппозиции, вскоре стал лидером парламентских либералов.
Боролся за отмену десятины, за свободу печати, стремление устранить
последние остатки абсолютизма и воплотить в жизнь
идеи конституционализма.
С лета 1832 г.
Роттек вновь занялся серьёзно литературным трудом. Известный
экономист Фридрих Лист предложил Роттеку
вместе с Велькером стать редактором «Государственного
лексикона» — своеобразного политического словаря, призванного
популяризировать либеральные взгляды. При работе над «Лексиконом» в
полной мере проявились широта кругозора и запас знаний Роттека,
культура исследователя. В этом труде Роттеку принадлежат статьи по
праву, истории, экономике, вопросам религии и церкви (всего более
90 статей).
Напряжённая работа
пошатнула здоровье учёного. Умирал Роттек тяжело, так как болезнь
сопровождалась сильными болями, отсутствием аппетита. Современники
отмечали, что его смерть — трагедия не только для Бадена, но и
для всей Германии: либеральное движение Германии потеряло лидера
первого поколения либералов.
Теоретической основой
обширного наследия Карла фон Роттека была естественно-правовая
доктрина. Исходным моментом рационалистических рассуждений Роттека
о праве было естественное состояние человека. Роттек полагал, что
не знающие границ жадность и себялюбие людей способны создавать
ситуации, когда каждый становится врагом другого. Возникновение
такой ситуации, по мнению Роттека, — одна из причин
образования государства. Учёный определял собственность как
фактическую связь вещи с определённой личностью, выделяя в ней три
ступени: простое держание, владение и
собственность.
В теории естественного права Роттек выделял два важнейших принципа:
свободу и равенство. Под свободой он понимал возможность
неограниченного выражения воли человека: с одной стороны, желать
что-либо независимо от чужой воли, с другой — усмирять
собственные желания, если они противоречат желаниям других. В
первом случае — проявление внутренней свободы, а во
втором — внешней. Причём сам Роттек понимал размытость этих
понятий. Равенство, по мнению Роттека, это равная свобода, равные
права. Естественное право в учении Роттека — это разумный
идеал.
Для германских
либералов центральным был вопрос о происхождении общества и
государства. Из его решения они делали вывод о легитимности этих
институтов. В «Лексиконе» Роттек определял государство как
наиважнейшее из всех обществ, общество и государство появляются
одновременно. Функция государства — охрана граждан. Общество
учёный определял как основанное на праве объединение разумных
личностей для реализации общей цели. Следовательно, государство
есть объединение некоторого числа людей в целях соблюдения законов.
Цель государства — гарантировать унаследованные и естественные
права человека и максимальную свободу граждан. Важно отметить, что
государство должно являться гарантом собственности, и любое
причинение вреда имуществу должно строго караться, так как
собственность — это переплетение гражданских и естественных
начал. Никакие права и обязанности вне договора немыслимы. Вводит
понятие «общая воля» — своеобразное объединяющее начало.
Главная цель общей воли — общее благо. Идеальная общая
воля — это высшая государственная власть, высший принцип,
который помогает принять решение при возникновении каких-либо
противоречий. Роттековская концепция избирательного права чисто
либеральная, она отрицает сословный принцип формирования
правительства, однако демократизация избирательного права
представлялась ему довольно опасной. В его системе избирательным
правом не обладали женщины, люди с запятнанной репутацией, слуги,
служащие, связанные особыми обязательствами с правительством и
др.
Роттек выступал против
двухпалатной системы представительства, так как она нарушает
гражданское и политическое неравенство.
Роттек обосновывал принцип
разделения властей, однако он отрицал самостоятельность судебной
власти. По его мнению, суды должны функционировать независимо как
от законодательной, так и от административной власти, но эта
независимость достигалась через лишение судебных органов
государственного статуса.
Конституция, по мнению
Роттека, это согласие князя принять конституционные ограничения
своей власти, она должна регулировать отношения между
правительством и народом. Идеальная форма государственной
власти — республика, под которой он понимал такое государство,
где через систему разделения властей обеспечивается господство
общей воли. Таким образом, для мыслителя важна не форма правления,
а республиканский дух.
К середине
30-х годов XIX века, не отказываясь от основ своего учения о
государстве в принципе, Роттек главное внимание уделял
конституционной монархии. Это позволяет говорить об эволюции его
взглядов в направлении от рационализма к историзму. Таким образом,
наилучшей формой правления для Германии была, по его мнению,
конституционная монархия.
Жизнь Карла фон Роттека
(1775 - 1840) приходится на период торжества либеральной
экономической мысли. Английский историк Э. Хобсбаум пишет в своей
монографии, что «публикация в 1776 г. книги Адама Смита… «Богатство
народов» отмечает начало этого периода, «Принципы политической
экономии» Давида Рикардо (1817 г.) – ее пик, а 1830 г. – начало ее
заката или трансформации». Заслугой Карла фон Роттека, автора
9-томного труда по всеобщей истории, 4-томного учебника по теории
государства и права и одного из авторов и редакторов 15-томного
«Государственного лексикона, или Энциклопедии государственных наук»
– своеобразного политического словаря, - стало последовательное
осмысление естественно-правовой, политической, религиозной и
исторической концепций через призму либеральных взглядов в период
их пика.
Француз
по матери, Роттек сочетал в себе немецкую работоспособность и
организованность с глубоким уважением к французской культуре и
воодушевлением ко всему возвышенному, что сказалось на ориентации
либерализма Роттека на французскую модель. Интересы Роттека-ученого
выходили далеко за рамки его непосредственной работы: он занимался
юриспруденцией, был профессором на кафедре всеобщей истории во
Фрайбургском университете Бадена, а с 1818 г. – на кафедре права в
том же университете. Наряду с этим на протяжении почти 20 лет он
являлся членом баденского ландтага и лидером парламентских
либералов.
В
естественно-правовой концепции Роттека, в целом выдержанной в
традициях рационализма Просвещения, из двух важнейших принципов –
свободы и равенства - акцент делается на свободе. Роттек
подразделял свободу на «внутреннюю» (желать чего-либо независимо от
чужой воли) и «внешнюю» (усмирять собственные желания, если они
противоречат стремлениям других) . Равенство – это прежде всего
равная свобода и равные права. Вместе с тем он признавал вслед за
Кантом параллельное действие морали и права, что
свидетельствует о том, что чисто рациональное право в
раннелиберальной доктрине претерпевало
изменение».
В основе политической
теории Роттека лежит идеология Просвещения. Одну из
основополагающих целей государства он видел в обеспечении
гражданских свобод: «Государство должно быть… учреждением,
охраняющим все права своих граждан, так как человек требует внешней
свободы, личной безопасности и возможности достижения своих целей»
. Государство должно быть гарантом собственности как основы
индивидуальной свободы граждан. Рассматривая республику как
идеальную форму государственной власти, Роттек, тем не менее, к
середине 30-х гг. пришел к убеждению, что наилучшей формой
правления для Германии является конституционная
монархия.
Выступления
Роттека против нарушения Пруссией прав католической церкви принесли
ему славу как политику. Последовательно проводя принципы
либерализма во взаимоотношениях церкви и государства, он выступал
за отделение церкви от государства и уравнение в правах
христианской, мусульманской, иудейской и прочих
церквей.
Лидер раннего
либерализма немецкого Юго-Запада К. фон Роттек к решению
национального вопроса подходил с позиции индивидуальной свободы и
гражданского равенства и полагал, что единство не должно быть
достигаемо путем насилия. Решение проблемы виделось ему на пути
создания союза конституционных государств как первого шага к
истинному объединению.
Исторические концепции и
социально-политические воззрения Роттека - почти не
исследованный сюжет в отечественной исторической
литературе.
"
О Л А Н " – Ваш
надежный компас
в захватывающем
мире старины !
О
в е я н н о е
Л е
г е н д а м и
А н
т и к в а р н о е
Н а
с л е д и е
|